«Исцеляющее творчество» - мост к реализации желаний!
В настоящее время арт-терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная, профилактическая).
Возможности арт-терапевтических техник используются для решения широкого круга психолого-социальных задач. Эти задачи связаны с сохранением и восстановлением психического здоровья детей, развитием интеллектуального и эмоционально-нравственного потенциала, профилактикой и разрешением конфликтных ситуаций.
Уникальность арт-терапии как метода психо-коррекционной работы состоит в том, что он доступен для освоения не только педагогам, но и самим детям, которые могут успешно транслировать свой опыт среди других детей.
Переоценить возможности терапевтического и коррекционного характера, появляющиеся только при передаче опыта от ребенка к ребенку невозможно. Здесь действуют уникальные механизмы, не доступные на занятиях, где взрослый организует работу с детьми.
В первую очередь дети учатся общаться и взаимодействовать с ровесником, который уже имеет статус учителя, раз пришел чему-то их научить. Эта новая для многих ситуация позволяет появиться чувству уважения к сверстникам, перейти на следующий уровень развития ценностей и собственной мотивации.
Для Голещихиной Маргариты, ученицы 5 «В» класса МБОУ «СОШ№ 6» ПГО и волонтёра движения «Рука помощи», проведение творческих занятий с детьми уже стали традицией. В прошлом году Маргарита провела цикл занятий по обучению детей плетению из резиночек «RainbowLoom» в Партизанском отделении учреждения, а также поучаствовала в краевом мероприятии в г. Владивосток «Студия семейного творчества» и в мероприятии в г. Артем ко Дню любви, семьи и верности, где проводила мастер-классы для детей и взрослых.
В каникулярное время Маргарита, под руководством педагога –психолога отделения, решила помогать детям, научиться самостоятельно справляться со своими страхами и переживаниями с помощью освоения интересной техники рисования умиротворяющих пейзажей. Идея заключалась в том, чтобы каждый ребенок смог в любое время (в условиях реабилитационного центра или дома) повторить то, чему научился, если почувствует в этом необходимость.
Каждый воспитанник реабилитационного центра возрастом от 7 до 16 лет, смог нарисовать под руководством Маргариты от трех до пяти картин, всего посещали занятия 18 человек. Некоторые дети пояснили, что не знали, что самостоятельно способны создать что-то на столько красивое. Для формирования устойчивой Я-концепции у детей со сниженной самооценкой подобное осознание своих способностей может быть ключевым коррекционным моментом.
Кроме того, во втором полугодии 2023 года, в ходе коррекционной работы студии «Исцеляющее творчество», педагогом-психологом были проведено25 занятий с использованием арт –терапевтических направлений.
Новым для детей видом творчества стало изготовление масок. Маскотерапия имеет под собой цель –самовыражение, развитие самосознания, развитие творческого мышления. Ребятам было предложено сделать маску на тему: «Каким я хочу, чтобы меня видели». В своей работе дети оставались свободными от каких-либо правил. Ребенок должен был сам придумать и воплотить свою маску на бумаге.
Надевая на себя маску, застенчивые дети раскрепощались, тревожность исчезала. Особенно позитивное влияние занятие оказало на детей с агрессивным поведением. Они смогли посмотреть на себя со стороны и попробовали «пугать детей» на придуманном празднике не очень сильно, чтобы никого не обидеть, а потом и вовсе переориентировались в защитников. Конечно, новый навык поведения еще предстоит закрепить в жизни, но первый шаг к этому уже сделан.
Новое для детей направление арт-терапии – Нейрографика в преддверии Нового года стало настоящим трендом среди воспитанников учреждения.
Метод Нейрографики придумал психолог Павел Пискарев в 2014 году. Он утверждает, что помимо арт-терапевтического эффекта, с помощью нехитрого алгоритма рисования можно наращивать новые нейронные связи в головном мозге. Дети уже загадывают желания и пишут письма Деду Морозу. А создание картины в необычной технике, да еще и с посылом к исполнению желаний, создает на занятиях поистине волшебную атмосферу. Для освоения данной техники рисования дети придумали лайв-хак – двигать карандашом по листу бумаги маленькие машинки. Так нейролинии получаются у всех.
Самыми любимыми картинами для детей в технике Нейрогафического рисования стали «Нейрошар» и «Нейроель».
В детском возрасте для формирования базового доверия к миру и снижения тревожности важно получать подарки просто так, без условий. Ребенок, даже попав в сложную жизненную ситуацию, должен помнить, что он – хороший и мир – хороший. Только такое отношение к себе и к миру будет способствовать обретению успешности в социуме. И конечно же тематические коррекционно-развивающие занятия, наполненные позитивными эмоциональными переживаниями, являются не только интересными, но и максимально эффективными.
Песочная терапия – это и творчество, и игра, и тренинг одновременно.
Предлагая собственные решения задачи в игре, дети развивают креативность мышления самым естественным образом. На занятиях с использованием песочницы воспитанники активизируют воображение и нестандартное мышление. Игры в песочнице помогают перенести воображаемые объекты на пространство, которое можно менять сколько угодно раз, пока результат не понравится. 3 D моделирование пространства расширяет возможности арт-терапии. Картины на песке с использованием небольших предметов хоть и сложно зафиксировать на долго, но запоминаются они детям гораздо сильнее, чем нарисованные карандашами или красками.
Для индивидуальной работы или работы в мини группе песочница – идеальное пространство. Тревожным детям свойственно беспричинное беспокойство разной силы проявления. Поэтому под любую проблему в песочнице можно придумать игру и мягко отреагировать негативные эмоции. Филипповой Кристине во время игры в «Посещение семьи органами опеки» стало очень страшно, на несколько секунд она даже забыла, как дышать, полились слезы. При поддержке педагога девочка успокоилась, отрегулировала свое соматическое состояние и научилась на примере своих персонажей правильно переживать подобные ситуации.
В профилактической работе с девочками - подростками «группы риска» 13-17 летвтом числе с беременными несовершеннолетними, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей по реабилитационным программам, направленным на профилактику отказов от новорожденных и подготовку девочек «группы риска» к будущему материнству, используя песочницу отыгрываются ситуации, в которые они могут попасть и придумываются шаблоны для избегания незапланированной беременности и ЗППП.
Был проведен цикл занятий, направленных на снятие стресса и мышечного напряжения, обучение навыкам саморегуляции с помощью методов сказкотерапии и медитации. Воспитанникам предлагалось войти в состояние легкой расслабленности, прослушивать психотерапевтические сказки, выполняя дыхательные упражнения. Чаще всего дети сами просили возможность зарисовать увиденные в воображении картинки и сюжеты после медитации, отмечая появившееся чувство легкости и спокойствия.
Общее количество участников арт –терапевтических занятий во втором полугодии 2023 года составило54воспитанника (7-17 лет).