Уроки общения с ребёнком
31.10.2023 г., в рамках Комплекса мер, направленного на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства в Приморском крае, «На защите детства» на 2022-2023 г., для педагогов МКУ ДО «Детская школа искусств № 2 г. Артёма», педагоги - психологи отделения социальной реабилитации г. Артёма Л.В. Ким и А.В. Заика, провели просветительские лекции и консультации по направлению «Давайте слышать». Основные задачи – повышение уровня психологической культуры среди педагогов и создание предпосылок для психологически безопасной среды в детской школе искусств.
Людмила Викторовна представила темы: «Особенности темперамента детей - как это влияет на их обучаемость» и «Работаем над собой: как не срываться на ребёнке?».
Психолог пояснила, что в младшем и среднем школьном возрасте значительно меняются поведение и развитие ребёнка, и тогда можно точнее определить его темперамент. Необходимо понаблюдать за эмоциональными реакциями ребёнка: некоторые дети экспрессивно выражают эмоции, а другие более сдержанны. Кроме того, младшие школьники уже начинают демонстрировать свои предпочтения и интересы, что также может указывать на их темперамент. Важно обратить внимание на несколько важных аспектов. Один из них – взаимоотношения с другими. Некоторые школьники могут быть активными и общительными, тогда как другие предпочитают уединённый образ жизни.
Ещё стоит оценить уровень самостоятельности и ответственности. Педагог-психолог указала, что важно говорить с ребёнком, задавать вопросы о его интересах, предпочтениях и реакциях на разные ситуации, чтобы лучше понять его темперамент, поддержать и обеспечить среду для развития.
Арина Валерьевна презентовала доклад на тему: «Уроки общения с ребёнком. «Кувшин» наших эмоций», опираясь на сюжет книги талантливого педагога и ученого Юлии Борисовны Гиппенрейтер. психолог начала свое выступление с метафоричного образа в виде «кувшина» эмоций, где существует 4 слоя, начиная от разрушительных и страдательных эмоций, и заканчивая базисными стремлениями ребёнка «Я – есть!», о чем говорит всегда в своих книгах Ю.Б. Гиппенрейтер. Педагог-психолог упомянула педагогам детской школы искусств, что важно формировать чувство самоценности ребёнка, и что в речи педагогов не должно быть критики, нареканий и нотаций со стороны педагогов.
Арина Валерьевна подчеркнула, что весьма необходимо выстраивать общение с ребёнком с позиции активного слушания, то есть помогающего слушания, где прямо будет обозначено чувство ребенка. Арина Валерьевна рассказала о ряде преимуществ «Я - сообщения», где педагог создает доверительную атмосферу с учеником и приоткрывает свою грань чувств и переживаний.
80 педагогов деткой школы искусств № 2 получили на руки печатную продукцию в виде буклетов на темы: «Уроки общения с ребёнком. «Кувшин» наших эмоций» (по сюжету книги Ю. Б. Гиппенрейтер); «Особенности темперамента детей и как это влияет на их обучаемость».
В завершении лекционно-просветительского мероприятия «Давайте слышать», педагоги с профессиональным интересом посмотрели видеоролик с участием Юлии Борисовны Гиппенрейтер, как сделать ребёнка счастливым